# 2924
Абраам Кретаци о Джавахке Джaвaxк, XVIII вeк http://javakhk.net/forum/index.php?showtopic=728 Абраам Кретаци (г. рожд. неизвестен — умер в 1737), армянский историк, католикос (1734—37). Известен «Историографией» (1-е изд. в Калькутте, 1796), которая содержит интересный материал об ирано-турецких войнах, о политической и экономической жизни Армении и соседних стран в 1734—36, о неоднократных встречах Абраам Кретаци с иранским шахом Надиром. (Из Большой Советской Энциклопедии: http://bse.sci-lib.com/article009616.html) *** Во втором томе (глава XVII) труда “КРАТКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ О НАЧАЛЕ [ЦАРСТВОВАНИЯ] НАДИР-ШАХА” Абраама Кретаци находим такое упоминание о населении Джвахка: QUOTE ”А сам хан пошел на Карс и в течение месяца осаждал его. Запрудил реку, которая орошала и поила город, закрыл воду, которая по трубе сверху поступала в крепость, и со всех сторон стеснил город и, окружив его, осадил со всех сторон. Кроме того, пока шел на Карс, он отправил [конницу] совершать набеги с двух сторон-справа и слева,-в одну сторону опять на Баязет, а в другую сторону-на Кагызван, а сам [шел] в середине. Отправленные [отряды] разорили страну, сожгли строения, взяли в плен людей и [забрали] скот и с большой добычей вернулись к главной армии, в Карс. И оттуда снова послал [хан] всадников и они дошли до Теодополиса и захватили области: Нариман, Джавахетию, Чылдыр и Гайкулу, целиком заселенные нашим народом. И увели мужчин и женщин, стариков и детей и, как мы слышали, угнали в Хорасан 6000 человек. Тогда агаряне убавили гордыню и спесь свою и некоторые знатные лица, выехав из Эрзерума, направились в качестве послов к хану, который еще находился около Карса. И, договорившись с карскими вельможами, пошли к хану просить и умолять его, чтобы не разорил вконец землю. И обещали сдать Ереван. Хан очень обрадовался этому и пожаловал им халаты и послал с ними хана, которого звали... (В одних рукописях-в Венской ? 840 и ? 2722 Матенадарана- говорится: «звали Абдулбаши»; в ? 2622 Матенадарана -«звали Абдулбали». В остальных рукописях имя хана пропущено. Пропущено имя и в рукописи, которая легла в основу данного перевода.); с небольшим количеством всадников послал его в Ереван. Приехав [в Ереван], он предстал перед Баба-ханом, который находился в Каларэ, имея при себе хана ереванского и Сардар-хана. Получив от него еще людей и приказ, они вошли в Ереван, чтобы убедить их мирно сдать крепость хану. Через три-четыре дня стало известно, что [османцы] сдадут крепость при условии, что военное снаряжение, т. е. огнестрельное оружие и арсенал разделят пополам: половину увезут с собой, а половину оставят в крепости.” См. полный текст в: http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Kretaci/text2.phtml?id=757 В этом труде Абраам Кретаци не раз употребляет выражение “наш народ”, и каждый раз он имеет ввиду именно армянский народ. Это очень интересное свидетельство обэтническом составе населения Джавахка до девятнадцатого века.
ответить
# 70731

Это очень интересное свидетельство об этническом составе населения Джавахка до девятнадцатого века.

Насколько я понимаю об этническом составе Джавахка конца 17 и начала 18 веков. И при этом армян, прихожан ААЦ. Такой вывод можно сделать если предположить, что армянский каталикос мог говорить только о своей пастве. Не взяв во внимание армян католиков, православных армян и армян-мусульман.

ответить c цитатой ответить
# 70732

Երբ ես փորձում եմ թեմա բացել, ապա միայն plain text կարող եմ գրել։ Նույնիսկ տողերի վերջի end of line-ը չի հասկանումտողերը կպչում են իրար։

ответить c цитатой ответить
тему читают: