1100 летний Татев

С 14 по 16 октября в живописнейшем уголке Армении - Сюнике прошла конференция, посвященная 1100-летию Татевского монастыря, организованная марзпетараном Сюника, Сюникской епархией Армянской Апостольской церкви и НАН Армении. С IV века Сюник был одним из сильнейших армянских княжеств, известных своей необыкновенной природой и замечательными историческими памятниками, один из которых - Татевский монастырь сыграл неоценимую роль в духовно-просветительском и культурно-образовательном становлении средневековой Армении. Татевский монастырь был создан в 895 году и стал крупнейшим среди 48 монастырей Сюника и одним из влиятельных культурных центров Армении. В 896-906 годах на территории Татевского монастыря строится главная церковь - Погос-Петроса - собор Сюникского княжества. В 930 году церковь была богато украшена фресками, остатки которых вместе со знаменитым Эчмиадзинским Евангелием 989 года служат неоспоримым доказательством славы, окружавшей в те далекие времена Татевскую школу миниатюры. А золотой оклад Татевского Евангелия, на котором изображены евангельские сцены и портреты выдающихся татевских ученых - Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци, хранящиеся в Музее Первопрестольного Святого Эчмиадзина, - свидетельство высочайшего класса мастеров Татевской школы, как и двери Татевского храма (1253 и 1614гг. , Государственный исторический музей Армении) , представляющие собой уникальный образец резьбы по дереву. Настоящим чудом Татева был и уникальный восьмигранный качающийся посох-столб (гавазан) девятиметровой высоты, воздвигнутый в 904 году. Под воздействием сейсмических колебаний почвы и даже от простого прикосновения человеческой руки гавазан наклонялся и вновь возвращался в исходное положение, вызывая восторг, трепет и изумление и наводя ужас и страх на врагов. Перед лицом такого чуда, как рассказывает летописец Степанос Орбелян, сельджукские захватчики, поджигавшие церковь Григора Лусаворича, остановились в страхе и не посмели продолжать разрушения. С конца IX века при Татевском монастыре начал действовать университет, который достиг своего наивысшего расцвета в годы деятельности виднейших армянских ученых Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци в XIII-XIVвв. В одном из культурных очагов Сюника, центре епархии - монастыре Нораванк протекала деятельность поэта, ученого-летописца, видного церковного и политического деятеля - епископа Степаноса Орбеляна, представителя княжеской династии Орбелянов. Предметом его особого внимания были центры письменности Сюника. Для обеспечения их материальных нужд он выделял средства из личных поместий и владений.О предметах, порядке и методике обучения в Татеве можно судить по памятным записям рукописей, литературным произведениям и деятельности десятков школ, основанных в дальнейшем выпускниками университета. Автор жизнеописания Мхитара Саснеци рассказывает о порядке обучения: "Учились путем вопрошений и ответов. Ибо при вопрошениях и ответах не только становится известным мудрое Слово Божие, но и укрепляется и соединяется Оно с разумом и душой, ибо где нет рассуждения, там нет и совершенного знания". Биограф выпускника Татевского университета Товмы Мецопеци - Киракос Банасер перечисляет различные науки и дисциплины, преподававшиеся в Татевском университете: ". . . Был он украшен всеми добродетелями и сведущ в теории и практике и науке, ибо овладел 12 частями философии, 7 книгами внешней философии, 72 книгами Ветхого и Нового Заветов, труднопостижимыми тонкими писаниями и сложными книгами православных и украшенных Божьей милостью святых вардапетов и 51 эпическим повествованием". Эта программа, разработанная и принятая в высших школах средневековой Армении, существовала еще со времен Давида Анахта. Она включала в себя целую систему светских и духовных дисциплин. Студенты, независимо от специальности, были обязаны в течение 7-8 лет обучения изучить кроме богословия еще и светские науки, и искусства. Таковых было семь: грамматика, риторика и логика составляли основу гуманитарного образования, а остальные четыре предмета - арифметика, теория музыки, геометрия и астрономия - составляли цикл точных наук. Ованес Воротнеци написал ряд работ сугубо логического характера и поднял преподавание этого предмета в возрожденном им Татевском университете на еще более высокий уровень. Он ввел в программу обучения работы и западноевропейских авторов - сочинения по логике Жильбера Порретанского, Варфоломея Болонского и Петра Арагонского, переведенные в 1330-1340 годах Акопом Крнеци (Таргманом) при участии самих авторов. ". . . Было в святом Татевском монастыре три отделения: на одном обучали музыке по канонам сладкозвучного пения, следуя древним певцам-вардапетам, и сюда приходили учиться со всех концов страны, а на другом учились живописному искусству и разным приемам рисования. . . А на третьем изучали науки внешние и внутренние". По окончании учебного цикла выпускнику университета присуждалась степень вардапета или посох. В 1297 году Сюникский митрополит завершил реконструкцию Татевского монастыря, который, как пишет Орбелян, развалился до самого основания. Строительно-реставрационные работы осуществляли главные архитекторы дома Орбелянов - Сиранес и Момик. Учебные центры Армении постоянно подвергались притеснениям со стороны кочевых племен: школа Вардана Аревелци - известного историка и книжника в Хор Вирапе, монастырь Святых Апостолов в Муше, монастырь Танаат и др. Ректор Гладзорского университета Нерсес Мшеци, известный также под именами Нерсес Таронаци и Нерсес Гладзораци, - преемник Вардана Аревелци, был вынужден прекратить десятилетнюю учебную деятельность в Таронском монастыре Святых Апостолов (1271-1281). Преследуемый кочевыми курдами, он оставил родную область и монастырь и перебрался в Каджберуник: "И увидел область Каджберуник погрязшей в невежестве без учения и сильно побуждал черноризцев следовать учению Священного Писания, и сам отправился в область Сюник, в святую обитель Гладзора, отвергнув предложения братии Мецопского монастыря обосноваться у них".Для существования школы прежде всего были необходимы спокойствие и безопасность. В то время Армения стонала под жестоким игом новых завоевателей - монголов. Феодальные князья Сюника - Орбеляны и Прошяны, находясь в вассальной зависимости от них, получают привилегию внутренней автономии в своих владениях, вследствие чего область в некоторой степени остается в стороне от нашествий и грабежей. Около 60 лет просуществовал университет Нерсеса Мшеци и Есаи Ничеци - знаменитый Гладзорский университет. После смерти Есаи Ничеци в 1338 году учебно-образовательное дело и научная работа продолжились в Татевском монастыре под руководством Тиратура Киликеци, знаменитых ученых и наставников Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци. Тиратур Киликеци одним из первых воспитанников Гладзора, где копировал "Нарек", переписывал Евангелия. В 1337 году он упоминается уже как главный наставник. В 1338 году Тиратур Киликеци переносит университет в Гермонский монастырь, ибо в это время многие княжеские дома, в том числе и Прошяны, которые всячески поддерживали университет, были подвергнуты монголами преследованию и разорению. Гермонский же университет находился во владениях Орбелянов, и дело обучения и образования могло здесь продолжаться. Выдающимся воспитанником Гермонского университета явился и Ованес Воротнеци, именуемый Кахиком. От Есаи Ничеци он получил сан священника, а от Тиратура Киликеци - степень вардапета. "Светлейший вардапет наш Тиратур сиял в свое время, как солнце среди звезд", - вспоминал впоследствии Ованес Воротнеци. В 1356 году он уже сам стал главным наставником университета и "30 лет занимался преподаванием, просвещая Восточный край". Университет Ованеса Воротнеци функционировал в Татеве и Воротнаванке до 1384 года. Постоянные нашествия, набеги и грабежи вынуждали главных наставников университета переносить его с места на место. . . В 1384 году "турки захватили Воротн, а вардапет Кахик бежал в Цару и увел нас в Ерынджакский монастырь. . . У святого, светлейшего и благодетельного наставника армянского, владыки Ованеса Воротнеци в его университете мы были погружены в занятия, когда пришли захватчики и взяли крепость Воротн, и хотели взять в плен святого нашего наставника, ибо был он наследником крепости". Два года университет скитался по родной стране. В 1386 году Ованес Воротнеци умирает, назначив ректором университета Григора Татеваци. Один из наставников Татевского университета - Маттеос Джугаеци пишет: "Великий философ армянский Ованес Воротнеци перед смертью повелел Григору Татеваци стать во главе великого университета Есаи Ничеци и продолжать его дело как главный наставник Великой Армении". Ученики Ованеса Воротнеци разъехались в родные гавары и основали десятки новых школ в Капосе, Сагмосаванке, Мецопаванке, Харабасте и т. д. Григор Татеваци в монастырях Апракуниса, Шаапонка, а затем и Татева продолжал развивать бурную учебно-педагогическую, общественно-политическую и литературную деятельность. Он был не только известным философом, но и живописцем. Его портрет, один из редких в армянской книжной живописи, сохранился на миниатюре 1449 года в "Толковании псалмов Давида". В конце ХIV века Григор Татеваци выполнил несколько миниатюр для Евангелия 1297 года. Но Армения снова становится ареной кровопролитных войн и дважды подвергается страшному разгрому - опустошительным нашествиям хана Тохтамыша и Тамерлана. Григору Татеваци не раз приходилось спасаться от орд захватчиков, прятать рукописи в горных тайниках, читать лекции в пути и после ухода погромщиков возвращаться к разоренному очагу. В 1408 году в Мецопском монастыре он основал высшую школу "грамматического и каллиграфического искусства". В 1409 году в пустыне апостола Анании получают степень вардапета десять учеников Григора Татеваци из Каджберуника. Они и были последними выпускниками Татевского университета. Григор Татеваци умер в 1409 году. Его похоронили в южной стороне церкви Погос-Петроса Татевского монастыря. 1100 лет Татевский монастырь гордо несет в себе непреходящую славу и величие тех, кто беззаветно служил народу и стране, кто свято следовал Пути Господа, кто из глубины времен передал нам Свет Знания, который они не позволили погасить в Армении в самые жестокие и страшные времена. . .

Мэри ЧОЛАКЯН

Голос Армении

постоянный адрес: http://www.miacum.ru/gazeta/2007/10/17/tatev_1100
рубрики: Культура