Общество Сюжеты Поиск Образование Мультимедия Топ 20
Велотур по Армении и Арцаху

День 11 (11 сентября)

Агарак (1100м) - Бюракан (1500м) - озеро Карагёль 3200м.н.у.м,

Пробег 30км

Утром как всегда зазвенел будильник и пришлось вставать. Позавтракали, поели на прощание виноград, срывая спелые гроздья, и нарвали с собой в дорогу. Вскоре мы уже проезжали Бюраканскую обсерваторию и вытянутый на несколько километров вдоль дороги большой поселок Бюракан. В магазине закупились продуктами и психологически настроились на то, что 20 с лишним километров придется ехать только вверх, набрав за день 2100м высоты (ночевали на 1100метрах). Хорошо, что дорога пустынная от машин и людей и мы могли ехать как нам заблагорассудится. Прошло полдня  и мы уже на финишной прямой. От высоты сердце бьется быстрей и приходится чаще останавливаться для отдыха. Сашка мужественно терпит и вкручивает по мере сил. Ближе к озеру я сам уже  не могу проехать без отдыха даже 500метров. И вот наконец наша цель дня - озеро Карагёль на высоте 3200м.н.у.м.  Солнце здесь просто ядерное, а в тени термометр показывает 13градусов. Но на солнце можно загорать. Подъезжаем к Институту физиков и здороваемся с бабулей смотрительницей. Она вообще по русски не разговаривает, поэтому интересуемся у ученых где можно поставить палатку. В результате долгих расспросов выяснили у местного паренька - работника института, что палатку можно поставить на другом конце озера, однако воду пить из озера нельзя из-за радиации. Хорошо, что этот же парень подсказал, что там же есть источник питьевой воды. Попытался у работников института узнать можно ли у них оставить завтра велики и вещи, так как у нас планируется восхождение, но внятного ответа не получил. У нас с Сашей создалось впечатление, что мы здесь лишние и помогать бесплатно нам никто не будет. В последствии так и оказалось.

Палатку мы удачно поставили на противоположном конце озера - подальше от зданий института. Уже в Питере мы узнали, что ученые станции на горе Арагац осуществляют постоянный мониторинг солнечного излучения при помощи нейтронных мониторов и нейтронного солнечного телескопа. Спонсируют их различные зарубежные фонды. Информацию по данной станции можно найти на сайте

День 12 (12 сентября)

Пешее восхождение на  Южную вершину г.Арагац (3879м.н.у.м) О. Карагёль 3200м. - крепость Амберд (2300м) - Бюракан (1500) - Агарак (1100)

Пробег 42км

Утро было прохладным. Это можно оценить по Сашкиной фотке. Тент палатки слегка покрылся льдом, но вода замерзнуть не успела. Ночью же мы спали в одежде, с закрытым спальником, и не замерзли. Но и не вспотели)))  Кстати, рекомендую наше ноу-хау. Велочехлы складываются вдвое и кладутся на дно палатки, потом пенки, а потом как обычно. На высоте, где ночью мороз, лучшего применения вело-чехлам не найти. Пока завтракали выглянуло солнце и стало сразу в разы веселее. Даже не верится, что это место  - самое суровое место в Армении. Из осадков здесь выпадает почти исключительно снег. Толщина снежного покрова зимой достигает 1,8 м. Снег держится 8-9 месяцев. Зимой бывают морозы ниже 40 градусов.

Высота все-таки сказывается, и резкости в движениях нет. Все делаешь медленно, бережешь энергию. Недостаток кислорода ощущается при физических упражнениях.

За завтраком Сашка выдала пёрл:
- "Представляешь, переворачиваюсь ночью с одного бока на другой, а потом лежу отдыхаю"

Велики и вещи мы отвезли к институту, где нас сразу заметила бабуля-смотрительница. Прошу бабушку разрешения куда-нить поставить байки. Бабуля сразу с порога по русски - "деньги дашь?
 - А сколько?

Смотрительница проводит меня в пустую комнату  слева от входа и рисует на стеновых обоях цифру 2000. Пришлось соглашаться, так как выхода у нас другого не было. 155 рублей на двоих это терпимо, но это ПЕРВЫЙ И ЕДИНСТВЕННЫЙ случай за весь поход ( да и вообще за все мои походы), когда с нас в горах просят  за помощь  деньги. Здесь, в институте, другие совсем люди.

Подъем на южную вершину совершенно не сложный, но специфичный. Идти нужно по камням разных размеров и выбрать можно легкий и длинный, или короткий и крутой путь. Мы поднимались по длинному, а спускались напрямик по короткому пути. Подъем у нас занял около 2 часов ненапряжного, прогулочного шага. Поднявшись на 3879м. мы лицезрели кратер вулкана во всей красе. Стоим в  пяти шагах от вертикального обрыва и дух захватывает от высоты и восторга. Напротив нас -  высшая точка - северная вершина Арагаца 4090м, а слева - Западная (чуть более 4000м). Красиво до безобразия)))

Ну а больше всего меня радовали облака, которые быстро и стремительно влетали в кратер вулкана с востока и резко поднимались вверх перед нашими лицами. Протянешь руку и сможешь дотронуться до этого влажного и прохладного белоснежного одеяла. Оборачиваешься на юг и видишь прямо напротив себя снежную верхушку красавца Арарата. Остальная часть горы  находится в дымке и не видна, а ледяной панцирь библейской горы красив как никогда! Настроение у нас настолько классное, что делаем здесь привал на перекус и отправляем смс-ки родным.  А тем временем облака и тучи стали объединяться и пошли в наступление. Вот уже и северная вершина скрылась из вида и мы решаем, что в условиях нестабильной облачности идти на Западную вершину опасно. Решаем спускаться вниз напрямик, обходя небольшой снежник. На обратном пути фотографируем ромашки, которые являются наверно самыми высокогорными ромашками на всем  Кавказе. Высота их произрастания около 3750метров! Фантастика))) Ближе к обеду мы спустились к озеру и забрали наши байки, проверив на всякий случай содержимое рюкзаков.

Уже на выходе возле кафешки к нам подошли два австралийца и попросили сфоткаться на память)) С ними мы еще раз встретились у крепости Амберд, которая расположена неподалеку в десятке километров ниже  на высоте 2300 м. над уровнем моря. Церковь была построена в 1026 г.,  Место сооружения крепости и церкви выбрано очень умело: строители использовали особенности горной местности, построив комплекс на мысе, окруженном с трех сторон глубокими ущельями. Сохранились фрагменты системы водоснабжения замка, бани, а также потайной ход к ущелью. У крепости армяне угощают нас арбузом, который очень кстати, так как солнце безжалостно жжет.
- " как же мы быстро спустились" - первые слова Сашки при въезде в Бюракан.
- "еще не поздно все исправить, нужно просто заехать наверх  заново" - предлагаю я.=)

В Бюракане мы остановились вначале у источника воды, где мило побеседовали с подвыпившим пенсионером, а потом у магазина, где купили очередной арбуз и бутылку вина. Арбуз съели после ужина, а вино я выпил меньше чем 1/3 бутылки. Вкус Саперави мне не понравился. Зато рядом с палаткой опять зрел виноград, и я притащил Сашке несколько гроздей.

День 13 (13 сентября)

Агарак (1100м) - Оганаван (1340м) - Арташаван (1660м) - Артаван (1870м) - Кучак (1900м) -  Артаван - Оганаван

Пробег  60 км

Утром чуток не доезжая Оганавана, на нас с лаем бросились сразу четыре собаки. Через 5 секунд они об этом пожалели, но остались целы. По сравнению с мощными кавказцами езидов, эти собаки обычные дворовые шавки, которые боятся камней и трусливы по натуре. В общем, расчистив дорогу мы продолжили путь, взяв курс на Апаранское озеро, чтоб отдохнуть на берегу, повалять дурака, ну и покупаться, конечно. По пути заехали в Сагмосаван и посетили одноименный монастырь (13 век), который стоит на краю красивого ущелья. Так же, проезжая по дороге, не могли не сфоткаться у армянского алфавита, который стал для неожиданностью и приятным сюрпризом для нас.

В деревушке Кучак я решил зайти в местный, деревенский магазинчик  и купить спрайта и хлеба. В это время из магаза выходили покупатели, а увидев, что я направился в магазин тут же заскочили следом. Через пару минут, пока мне взвешивали печенье, в узком коридоре магазина, набилась толпа любопытных. Сашке на улице было проще, так как ее разглядывали издалека. Армяне настолько любопытные, добродушные и простые люди, что видя как мы мучаемся застегивая молнию на вело-штанах тут-же подскочили и предложили "поднажать сверху" ))))

Каково же было наше недоумение, когда вместо Апаранского озера мы увидели высохшую землю на которой пасется скотина. Пастух объяснил, что озера здесь больше нет. Ну нет, так нет))) Мы все равно повалялись пару часов на поле и позагорали на солнце.  На обратном пути сфотографировали две красивые часовни и заехали в красивейший монастырский комплекс Ованнаванк. Этот комплекс находится на краю ущелья реки Касах. Комплекс  состоит из главной церкви  (1216-1221), крепостных стен с башнями, остатки сооружений 12-13 вв., надгробия. На фоне заката смотрелось все просто завораживающе. Причем мы с Сашей решили, что этот комплекс нам понравился больше всего из всех храмов и монастырей ранее виденных. Но на улице стало темнеть и мы понеслись искать место для сна. В нехилую такую горку Саша с какого-то перепугу въехала быстрее меня. Место для палатки  нашли в 200 метрах от территории военной части по виду заброшенной, но с радиолокационной техникой внутри.

День 14 (14 сентября)

Оганаван (1340м) - Аштарак (1100м) - Айгешат (900м) - Амберд (900м) - Ахавнатун (890м) - Эчмиадзин (870м) - аэропорт Зварноц (860м)

Пробег   51км

С утра мы вкатили в Аштарак и приступили к осмотру местных церквей. Их здесь хватает. В основном это постройки 12-13 века. Когда проезжали мимо школы, Аштаракские школьники приветствовали нас, а мы их))) Здесь ребята по флагам сразу безошибочно распознали в нас русских, и кричали - " привет".  На выезде из Аштарака нашли замечательную кафешку, где нам приготовили курицу. Хозяин кафе на прощание  сорвал нам изумительную ветку винограда в качестве презента.  Выехали в сторону Эчмиадзина, свернули в Айгешат где есть монастырь 19 века. Также мы осмотрели разрушенные церкви в деревушках Амберд и Ахавнатун. В Амберде церковь существовала с 6-7 века. Местный сторож открыл ворота и провел специально для нас экскурсию по церкви.

В Эчмиадзин мы въехали ближе к вечеру, и на рынке нам подарили арбуз, не взяв денег. Хозяин арбузов получил в подарок презент с видами Петербурга. Арбуз съели  не отходя от кассы прямо на тротуаре в тени. В этом же городке мы устролили себе прощальный ужин в кафе, заказав довольно много шашлыка. В аэропорт приехали когда уже совсем стемнело, неспешно разобрали велики и тщательно упаковали их в чехлы. Зона вылета армянского аэропорта, это вам не зона прилета. Здесь все скромнее в разы. Смешно, но в туалете нет ни мусорного ведра, ни мыла. Хорошо, что было свое мыло и мы смогли отмыть руки после упаковки велосипедов. В аэропорту нет весов, чтоб пассажиры могли взвесить свой багаж. Мне пришлось просить служащего аэропорта включить весы на регистрационной стойке для взвешивания наших велов и рюкзаков. Оказывается, чтоб покинуть Армению  необходимо каждому заплатить по 800рублей. Это нужно помнить и вовремя оплатить госпошлину в кассе банка в аэропорту. С нас на регистрации хотели содрать деньги за багаж, но я достал необходимые бумаги от Аэрофлота и мы прошли регистрацию без проблем. В магазине беспошлинной торговли на остатки армянских денег мы купили  несколько бутылок лучшего армянского коньяка.

В самолете было тихо. Никто не пил коньяк и не шумел. Люди с грустью покидали свою Родину, а мы с грустью возвращались домой. Армения нам полюбилась и приняла нас, обласкав своим теплом и солнцем, показала нам красивейшие  перевалы и горные серпантины дорог,  познакомила с удивительно гостеприимными людьми, и сделала так, чтоб уже сидя в самолете, глядя в иллюминатор на  Арарат, мы с Сашей одновременно сказали друг другу, что мы сюда еще обязательно вернемся!