Обзор компаний

23.09.2016

Компания должна обучить служащих, занимающихся НИОКР, своей бизнес-модели, чтобы исследователи еще на ранних стадиях исследовательского процесса могли разобраться со всеми потенциальными связями. В ходе неформального обзора ряда компаний, специализирующихся на высоких технологиях, я столкнулся с тем, что компании обычно не знакомят своих исследователей с деловой стороной их инноваций. Эти компании мало объясняют своим исследователям свои бизнес-модели и обычно не организуют общение своих служащих, занимающихся НИОКР, со специалистами, планирующими и реализующими бизнес-стратегию. Поэтому не лишним под просмотреть презентацию про качество преподавания и выделить для себя главные моменты.

В ходе этого исследования изучались и вознаграждения служащих, предлагающие в компании идеи, на которые потенциально можно получить патент. В компании, где я в свое время работал (Quantum Corporation), любой служащий, предлагавший идею, на которую компания решала подать заявку на патент, получал 500 долл. Если затем патент выдавался, этот служащий получал еще 1000 долл. Кроме того, служащему вручали памятную бронзовую пластинку, на которой изображалась первая страница патента. Именно так в этой компании служащих поощряли заниматься поиском новых идей. При этом не делалось никакой оценки, помогло ли предложенное изобретение Quantum продвинуться в своем бизнесе, и все патенты вознаграждались одинаково.

Такой подход не уникален. Во время, когда я проводил обзор в Xerox, служащий, предлагавший идею, которая могла быть запатентована, получал разово 500 долл. Если служащий Xerox предлагал десяток таких идей, он не только получал десять платежей по 500 долл., но его также приглашали на обед с другими инвесторами Xerox, которые имели по десять и больше патентов. Опять же никакого различия в патентах между теми, которые подходят к бизнесу Xerox, и теми, которые ему не соответствуют, не было. Другие компании также применяют аналогичные церемонии в отношении людей, получающих патенты, например помещение их имен в Зал славы. Многие компании обычно не делают разницы между патентами, которые напрямую связаны с vnd бизнес-моделью, и теми, у которых такой связи нет. Только в IBM и Lucent компании обращали внимание на стратегические последствия патента, причем в отдельных случаях это делается даже через длительное время после получения патента.