Отчуждение

14.12.2016

Отчуждение — это то же самое, что и обособление, за одним исключением: акции новой фирмы не распределяются среди прежних акционеров, а поступают в открытую продажу в рамках публичного предложения. Среди примеров недавних отчуждений можно назвать продажу компанией Pharmacia части ее филиала Monsanto или продажу компанией Philip Morris части ее подразделения Kraft Foods. В последнем случае продажа принесла 8,7 млрд дол.

В большинстве отчуждений за материнской компанией остается абсолютный контроль над подразделением, обычно около 80% собственности. Это, возможно, и не успокаивает инвесторов, которых тревожит недостаточная специализация или наличие непрофильных производств, но тем не менее позволяет материнской компании увязать вознаграждение менеджеров с ценой акций подразделения.

Некоторые компании отчуждают миноритарную долю подразделения, а потом продают или обособляют остальное. Так, в 2000 г. продовольственная компания Sara Lee пустила в открытую продажу 19,5% акций Coach, своего розничного подразделения по продаже роскошных кожаных изделий. Остальные 80,5% акций Coach были проданы в 2001 г. акционерам Sara Lee. Ищете стильные часы на подарок? Посмотрите тут какие модели будут в тренде в следующем году.

Вероятно, самый вдохновенный пример отчуждений в 1980—1990-х годах явила компания Thermo Electron, занимающаяся производством медицинского и энергетического оборудования, инструментов, приборов экологического контроля, очистного оборудования и много чего еще. К концу 1997 г. у нее уже было семь самостоятельных филиалов, имеющих собственные акции в открытой продаже, а от них, в свою очередь, отпочковались еще 15 компаний открытого типа. Все эти 15 внучатых отпрысков принадлежали к исходному семейству почтенной «мамаши» Thermo Electron.

Некоторые компании распространяют так называемые управленческие акции, привязанные к результатам деятельности конкретного подразделения. Для этого не нужны ни обособление, ни отчуждение, достаточно просто выпустить новый класс обыкновенных акций. Так, в 1997 г. Georgia Pacific выпустила особую категорию акций, привязанных к результатам деятельности ее филиала Timber Group. В проспекте эмиссии компания указывала, что наличие двух классов акций «обеспечивает такую систему стимулов для работников группы, которая напрямую увязывает [их вознаграждение] с ценой акций этой конкретной группы».