Дворец при Чапских

07.11.2019

При Чапских во дворце была проведена компания реставрация и появилось много ценных картин. Они украшали большой салон, гостиные. Вероятно, в связи с ситуацией, сложившейся после поражения восстания 1863—1864 гг., в 1870 г. они вместе с другим движимым имуществом были проданы с молотка всего за несколько сотен рублей. Выделялись такие крупные полотна, как «Уния», «Выступление Яна Замойского против Зигмунта III на сейме», «Освобождение Вены», а также «Узники на коленях перед королем» и др. Плятер-Зибергами была собрана коллекция картин в основном фламандской школы, которую дополняли семейные портреты. Во дворце имелись семейный архив и библиотека, насчитывающая около 5000 томов.

Ценности были разграблены во время первой мировой войны. Со стен срывалась даже обивка. Сохранились гарнитур, обтянутый гобеленом, и несколько картин, среди них большой портрет Яна Плятер-Зиберга, изображающий его на охоте. После первой мировой войны в отреставрированном дворце (в 1914—1920) собрались новые ценности. Коллекцию картин представляли работы виленских художников Михаила Чар- новского, Фердинанда Рущица, Станислава Богуш-Сестранцевича. Все собранное и восстановленное было утрачено в сентябре 1939 г. Разграбленная резиденция стояла до последнего года второй мировой войны. Отступающие немцы взорвали дворец.

В аналогичных дворцу формах были построены две официны. Большие одноэтажные здания с четырехколонными портиками на фасадах размещались с двух сторон газона, несколько отдаленно от дворца. Возле левой официны (в наше время в ней жили рабочие) возвышалась плотная группа елей, росли тополя черные 'ИаНса' и группы сирени. Вторая официна служила административным зданием. Ее окружали одиночно разбросанные по газону деревья (липа, клен, ясень). В последнее время здесь, на хорошо выраженной части террасы, получил развитие подрост местных видов, формируется новый густой древесный массив. Он закрывает виды на водоем в пойме и усадебную доминанту — костел на противоположной террасе.